ГОСТ на тонировку передних, боковых, задних стекол

Тонирование стекол в одно время считалось недостижимой роскошью, в другое – модным веянием, в третье – жизненной необходимостью. И, несмотря на это, ГОСТы, касающиеся светопропускания стекол, незначительно изменялись на протяжении всех двух десятилетий с момента распада СССР и образования Российской Федерации и до наших дней.

Тонировка автомобиля ГОСТ

Согласно ГОСТ-у 5727-88, для того, чтобы обеспечить безопасный обзор для водителя наземного транспорта, светопропускание лобового стекла должно составлять не менее 75%, а всех остальных стекол – минимум 70%. В 1992 году к этому ГОСТ-у была добавлена логичная и справедливая поправка, согласно которой к стеклам, которые непосредственно не могут повлиять на ясность обзора, требования «прозрачности» не относятся. Безусловно, эта поправка была актуальной только для тех автомобилей, у которых были хорошие боковые зеркала – т.е. для подавляющего большинства всего российского автопарка.

В 1999 году – на пике моды тонирования стекол - Госстандарт РФ ослабил свои требования к прозрачности и светопропусканию заднего стекла и задних боковых с 70% до 60%, внеся очередные поправки в ГОСТ 5727-88. Безопасный порог светопропускания лобового и боковых передних стекол остался неизменным: 75% для лобового и 70% - для боковых.

Очередные изменения были внесены в 2002 году, повлекшие значительные послабления в законодательстве относительно стандартов и ГОСТ-ов на тонирование стекол. В этой поправке были введены новые термины и понятия: к примеру, было обозначено нормативное поле обзора П, по которому и определялось, какие стекла относятся к категории стекол передней обзорности, а какие к ней отношения не имеют. Так было определено, что в это поле передней обзорности входят все стекла в 180°-ой плоскости, которую охватывает глаз водителя. Итак, в поправке было установлено, что нижней границей светопропускания лобового стекла являлся порог в 75%, а стекол, входящих в нормативное поле П (т.е. передних боковых), -70%. Все требования и стандарты, касающиеся других стекол, не входящих в нормативное поле обзора П, были отменены.

Тонирование автомобиля по ГОСТу

Последние изменения и поправки в ГОСТ 5727-88, касающийся безопасного уровня светопропускания стекол наземного транспорта, были внесены в 2010 году, и практически повторили суть последней поправки 2002 года. В новой поправке к тонировке по ГОСТ-у были определены границы светопропускания всех стекол автомобиля: для лобового – не менее 75% светопропускания, для боковых передних дверей – от 70%, а для остальных стекол нормы и стандарты отсутствуют. Еще одним важным требованием стало то, что окрашенное/тонированное стекло ни в коем случае не должно искажать основные цвета (желтый, красный, белый, голубой, зеленый), предметы и расстояние до них.

Однако ни в одном законе не оговаривается и не упоминается то, что новое лобовое стекло не имеет 100% светопропускания, а лишь 80-85% светового потока поступает в салон. Старое лобовое стекло, исчерченное небольшими царапинами, становится со временем мутнее и пропускает максимум 80% света. Так что для того, чтобы действовать в рамках закона, нужно тонировать в автомобиле лобовое стекло абсолютно прозрачной пленкой SP 90 (т.е. с 90%-ым светопропусканием), а боковое переднее – SP 80. Пленки, которые используются для тонировки повсеместно – просто-напросто вне закона, и по-честному пройти техосмотр с ними не получится. Единственное, что можно сделать законно, так это затонировать или покрасить задние окна, а также наклеить узкую 15-сантиметровую полоску на лобовое стекло. Однако в нашей стране тонировка есть практически на каждой машине, так что всегда есть способ «договориться».

Проверку стекол на светопропускание может организовать ГИБДД, но ни в коем случае не на трассе при проверке документов, а только при определенных условиях: при прохождении техосмотра, при постановке на учет или на посту. Проверка на затемненность стекол по правилам может проводиться только при помощи сертифицированного прибора-тауметра («Блик»). При выявлении нарушений сотрудник ГИБДД может выписать штраф на 50 рублей (ч.1 ст. 12.5 КОАП), который можно благополучно оспорить в суде.

ГОСТы на тонирование стекол в автомобиле постепенно становятся все менее и менее жесткими. Именно поэтому тонировака стекол авто сегодня стало уже не модным веянием, а, скорее, жизненной необходимостью.